Антикоррупционная экспертиза
Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.
В частности, в качестве принципов можно отметить:
— обязательность проведения экспертизы;
— проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
— требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.
- Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.
При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.
- Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.
При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.
- Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.
Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.
- Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.
Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.
- Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.
В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.
Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:
— выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
проведение оценки принятия подобного проекта;
— выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.
Согласно действующему законодательству, антикоррупционная экспертиза проводится как государственными, так и независимыми экспертами.
Соответственно существуют следующие виды экспертизы:
-государственная;
— независимая.
Экспертиза может проводиться:
— прокуратурой;
— министерством юстиций;
— другими органами и их служащими;
— независимыми экспертами.
В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.
Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
— Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
— Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.
Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.